Интервью с Л.А. Нечаевым (17.02.2005)
Максим Никулин: - Как родилась идея создания этого фильма?
Леонид Нечаев: - Идея возникла совершенно спонтанно. Мы сдавали в
творческом объединении Экран фильм Приключения
Буратино.
В общем - не очень были уверены, что он будет принят
хорошо, но прием превзошел все наши ожидания, все
такие веселые и радостные пришли в кабинет к господину
Хесину, тогда возглавлявшему Экран, и он сказал:
- Ну, что Вы нам на будущий год покажете? Что хотите
снять?
И я брякнул - "Красную Шапочку".
Народу было довольно таки много и некий вздох или "АХ"
прозвучал...
И Борис Михайлович сказал: - Да? Ну, там
страницы полторы - две,
сказка - то?
- Да.
- И Вы двух серийный фильм
снимете?
- Ну, да!... И Инна Веткина, автор сценария Буратино, которая
стояла за мной, взяла меня и ущипнула так
БОЛЬНО, у меня глаза на лоб вылезли.
Говорю "Да, да
Красную Шапочку"
- Ну хорошо, давайте сценарий, мы
с удовольствием поставим в план
Инна мне говорит:
"Нечаев, ты чего, с ума сошел ? Что будем делать то?"
Я ей говорю: "Ничего, давай подумаем... Ну очень
хочется Красную Шапочку, потому, что очень хочется чтобы главная героиня девчонка была."
И прошла неделя,
наверно, и вдруг звонок ночью... Инна Ивановна
говорит:
"Нечаев я придумала. Это будет "Продолжение старой
сказки". Ну, а если продолжение то, я думаю, все
возможно."
И началась работа! Я не знаю,как это назвать , но это
было некое исследование того, что могло произойти
между Красной Шапочкой, Бабушкой и Волком. Но тут же
появились 2 волка, тут же появилась Вдова Волка
- Волчица, Волчонок...
и начало, как снежный ком, расти огромное количество
персонажей. Появился Звездочет и Заезжий Охотник,
лесорубы
уже в книге Перро были... появился Ребенок и его семья... и начала
расти уже другая, интересная и философская сказка.
Философская история... Я даже какое-то время
останавливал Инну Ивановну, говорил: "Это не для
детей! Это все гораздо
более серьезно..." А она говорит: "Да нет же, Нечаев -
сейчас такие дети пошли - это как раз для них! Они
должны об этом думать, это должно их волновать..."
Мы разыгрывали эту историю в лицах - так я был Волк,
она была Красная Шапочка, мы ловили друг друга,
изображая волков, просто чтобы придумать КАК можно в мешок
посадить, почему то возникла эта идея пыльного
мешка... не знаю...
но нужен был этот предмет..какая то история, что нужно
посадить в мешок именно...
Мы не долго работали, потому что по ночам,
круглосуточно - делали этот сценарий. И Инна каждый
день приносила все новые и новые идеи - от чего то отказывались,
к чему-то приходили. Было очень интересно!
Когда мы закончили сценарий мы сами хохотали и
радовались и грустили..в общем, нам было это очень интересно.
И мы уверенные такие, что мы сейчас запустимся и начнем
снимать, но этому не суждено было осуществиться потому, что меня заставили, буквально заставили поехать в Киев и
снять другую картину. Очень было обидно, потому что группа,
которая работала над Буратино была очень сплоченая и
мы хотели перейти всей группой сразу в эту картину. Но
это не удалось, группа развалилась, художника
пришлось взять другого, оператора, правда, я отстоял,
но было уже немножко не то. Но и ЭТА группа объединилась и
стала удивительно работоспособной и веселой. Работали
очень здорово! Быстро стремительно...Поиск актеров даже как
то не занял времени - единственно кого мы искали очень
долго , это конечно Красную Шапочку.
МН: - А вы хотели Татьяну Проценко видеть в этой роли?
ЛН: - Да! В Буратино снималась необыкновенно совершенно
прелестная девочка - Таня Проценко... Мы очень сдружились
и я хотел ей предложить роль Красной Шапочки. Но
произошла просто ужасная история - Таня попала в
такую... аварию
- мальчишка сшиб ее, на велосипеде она ехала, и
упала - там были и переломы и потеря сознания... И, конечно,
вопрос о ее участие отпал. Это было обидно очень - НО -
здесь я колебался,потому что хотелось чтобы она была и
симпатичная и очень - очень обаятельная и
привлекательная, и, в то же время, характер-написано- немножко
разбойничий. Сама Красная Шапочка оказалась "неподарок", не
такая "овечка на закланье". Очень деятельная,
энергичная, но и наивная..
МН: - Ну а Татьяна - она бы не смогла сыграть такую
хулиганистую героиню?
ЛН: - - Я просто уверен, что если бы была Татьяна, фильм
был бы совсем другим. Совсем другим. И мне очень
даже пофортило, что попалась Яна Поплавская.
МН: - Долго вы ее искали?
ЛН: - Ну как... Искали очень долго. Долго и вдруг в Москве,
ассистент режиссера мне сказала: "Леонид Алексеевич я
Вам притащу девочку." Зима была жуткая, я смотрел тогда
много детей во дворце пионеров на Ленинских горах,
и вдруг притаскивают нечто - такой "кокон" обвязанный
шалью, в шубе, замотанный - развязывают - красный нос,
такие огромные глазищи...
Я говорю: "кого ты мне привела
то? Черти что..."
Прошло время, она отогрелась
заулыбалась - я смотрю - у нее рот то до ушей. Я думаю: "это
уже ближе".
Почитала она мне стихи мы с
ней разболтались...
Я говорю: "Приезжай в Минск на пробы."
А тогда пробы были обязательны. Их нужно
было представлять творческому объединению Экран, они
утверждали - это был серьезный и длительный процесс -
нужно было отснять, проявить ,принести... - не на видео
снимали-все на пленке... 27 лет назад - 28 даже..
и привез я ее - сперва в Минске я ее показал - она читала
там стихи на русском и на английском,
произвела на меня впечатление.НО... на моих редакторов и
руководство она впечатления не произвела - скорее
обратное..
Им наверно хотелось Шапочку с конфетной обертки, такую
Тютельку - Путельку... Но я был молодой, настойчивый,
повез в Москву пробы.. и как ни странно там была
реакция другая- сказали ДА - Главное что было?
Темперамент, задор - как сказать - когда человек в
настроении радостном... Она не играла этого, она
жила, она схватила этот образ. Вот она стала Шапкой - и
к съемкам она была абсолютно готова.
Никаких проблем с текстом, все она делала легко и
просто, даже иногда придумывала какие то свои фразочки
и междометья.
Она задавала вопросы со своим каким то подтекстом.
Очень смешно... И она быстро сошлась с артистами
всеми - она
смело работала и с Басовым и с Трофимовым и с
Быковым. Все как то легко снимали картину - не было
никаких трагедий.
МН: - И вот, каждый образ у Вас был со смыслом - например
Ребенок ,да ?
ЛН: - ДА, конечно! Мне о чень понравилась эта идея Инны - Ребенок... Кто это - избалованный ребенок - который
считает что все возможно- "Купите мне ее! Дайте!" и очень хорошая
идея - "а ты сам то пробовал чего то сделать?" И здесь
Красная Шапочка очень серьезный педагог ... Здесь очень хорошо сделан
образ и отношения Красной Шапоки и Ребенка, Бабушки и
Ребенка.
И когда она помогает дальше по сюжету. В финале
хорошая сцена, когда Евстигнеев говорит: - Спасибо
мальчик,
а она отвечает:
- Я не мальчик, я девочка.
"Ребенок" - у нее даже
нет имени - просто РЕБЕНОК!
Хорошая идея со Звездочетом, с тем что Бабушка лепит
свистульки и они у нее получаются прекрасно- и Звездочет
говорит: -
"Я считаю звезды а звездам счета нету..." И, конечно,
огромную роль сыграли прекрасные стихи Юлия Кима- так
влилось все в общую задумку.
Я ему очень благодарен. И конечно музыка Рыбникова -
"Если долго долго долго ". Я считаю она заслуженно
названа песней года.
МН: - Скажите, писем много приходило после премьеры?
ЛН: - Ой - реакции были всякие. От восторженных до
несколько скептических. Многие говорили - А Буратино
лучше.
Мне неудобно говорить - но оба фильма называются
классическими и вошли уже в ТОТ Фонд..
Писем было
очень много. Зрители были настолько активнее - нежели в нынешнее время. И
взрослые и дети. Писали просто Москва ТВ , Миск
киностудия Яне Поплавской,
Минск киностудия Лене Нечаеву. Писали - слава
Богу что появляются такие картины и все рады,
счастливы всем нравится Янка.
В Янку правда были все влюблены! Моя теперяшняя жена
рассказывает, что когда появилась эта картина все они
хотели быть Красной Шапочкой!
Все девчонки, ее подруги , считали ее самой
красивой... Помню, мы ездили по стране по Белоруссии - и
странно что этот фильм не имеет ни одного приза - нам в Баку дали тарелку от Мин. Культуры Азербайджана. Но все там знали что Шапка была
лучшим фильмом на фестивале.
Нет фильм получил приз достойный- я получил Гос. Премию
за несколько фильмов включая и Красную Шапочку- Но это
дали премию только мне..
А остальным - и Рыбникову и артистам - надо было дать
огромное кол-во призов. Тогда время было другое -призы
давали тем фильмам, где махали
красными знаменами. Но самый главный приз который мы получили -
нет года чтобы картину не показывали раз 5-7 .Хотя, это
может быть голод на детское кино. Подрастает поколение - родители
которые были в детстве влюблены в картину
показывают детям... И Яна мне говорила: "И смотрят!!!"
Конечно смотрят!
МН: - Какая реакция сейчас на фильмы- сильно ли она
изменилась?
ЛН: - Вы знаете, я несколько раз показывал фильмы в зале-
не Красную Шапочку - но другие... И я присутствовал в
зале, где сидели дети.
Они не хотят думать, не хотят сопереживать... Как можно
назвать сопереживание тем героям, которые стреляют
бегут... Не знаю...
В общем, притупилась чувствительность зрителя. Они не
хотят раскрываться - или не могут, прожив этот период
безвремения 10-15 лет. Целое поколение мы
потеряли - их успели напичкать такой заразой, что они
уже к доброму, светлому, хорошему неспособны.Ну не
интересует ИХ!
Такая масса зрителей, и их интересует, не к ночи помянут,
Гарри Поттер или кольца эти... Где они не разу не
вздохнут и не заплачут... Или смеются когда
убивают героя-подлеца...
Но есть категория зрителей- они выросли вместе с Шапкой
- им было лет 7 может было на премьере фильма, а теперь под 40.
И они смотрят это, как кино своего детства. Многих
втречаю - они говорят мы выросли на ваших фильмах.
НО если не будем снимать детское кино - мы будем терять
поколения.
МН: - А современные технологии, интернет, могут ли они
помочь людям в приобщении к фильмам?
ЛН: - Да я не очень знаком с этим - компьютера у меня нет
-я не могу выйти в интернет.
Я старомодный старик-ретроград... Но я же вижу какие
там возможности - армия людей может выйти на
сайт,узнать что то интересное,
поговорить со мной, с актерами ( с той же Яной
Поплавской) . Момент ностальгический для многих -
им хочется вернуться в то время может, чтобы уйти от
этого... Мы постараемся чтобы на сайте было много материала.
Соберем все что есть в архивах - все, что есть у меня, у
Яны, у Димы Иосифова, у Трофимова у других... Будем приглашать
всех кто был причастен к этому.
И накопится, я думаю, очень интересная коллекция.
МН: - Вы благословлете проект?
ЛН: - Да! Я думаю это будет интересно - если был бы сайт
про Приключения Буратино. И про другие фильмы. И со
временем можно просто сделать сайт режиссера
Лени Нечаева! Но не знаю когда это будет. Если зрители
поддержат нас - ведь сайт живой, когда на него выходят,
когда люди интересуются.
Я понимаю, да, не сразу все делается, но Бог даст... Мы
просто постараемся чтобы сайт был интересен.
Беседа, транскрипция: Максим
Редактирование, фото, звук: "JC"
(c)2005 "Дорога в детство"