Интервью с Л.А. Нечаевым (17.02.2005)




Максим Никулин: - Как родилась идея создания этого фильма?

Леонид Нечаев: - Идея возникла совершенно спонтанно. Мы сдавали в творческом объединении Экран фильм Приключения Буратино. В общем - не очень были уверены, что он будет принят хорошо, но прием превзошел все наши ожидания, все такие веселые и радостные пришли в кабинет к господину Хесину, тогда возглавлявшему Экран, и он сказал:

      - Ну, что Вы нам на будущий год покажете? Что хотите снять?
      И я брякнул - "Красную Шапочку".

Народу было довольно таки много и некий вздох или "АХ" прозвучал...

И Борис Михайлович сказал: - Да? Ну, там страницы полторы - две, сказка - то?
     - Да.
     - И Вы двух серийный фильм снимете?
     - Ну, да!... И Инна Веткина, автор сценария Буратино, которая стояла за мной, взяла меня и ущипнула так БОЛЬНО, у меня глаза на лоб вылезли. Говорю "Да, да Красную Шапочку"
      - Ну хорошо, давайте сценарий, мы с удовольствием поставим в план
Инна мне говорит:
"Нечаев, ты чего, с ума сошел ? Что будем делать то?"
Я ей говорю: "Ничего, давай подумаем... Ну очень хочется Красную Шапочку, потому, что очень хочется чтобы главная героиня девчонка была."
     И прошла неделя, наверно, и вдруг звонок ночью... Инна Ивановна говорит:
"Нечаев я придумала. Это будет "Продолжение старой сказки". Ну, а если продолжение то, я думаю, все возможно."

И началась работа! Я не знаю,как это назвать , но это было некое исследование того, что могло произойти между Красной Шапочкой, Бабушкой и Волком. Но тут же появились 2 волка, тут же появилась Вдова Волка - Волчица, Волчонок... и начало, как снежный ком, расти огромное количество персонажей. Появился Звездочет и Заезжий Охотник, лесорубы уже в книге Перро были... появился Ребенок и его семья... и начала расти уже другая, интересная и философская сказка. Философская история... Я даже какое-то время останавливал Инну Ивановну, говорил: "Это не для детей! Это все гораздо более серьезно..." А она говорит: "Да нет же, Нечаев - сейчас такие дети пошли - это как раз для них! Они должны об этом думать, это должно их волновать..."

Мы разыгрывали эту историю в лицах - так я был Волк, она была Красная Шапочка, мы ловили друг друга, изображая волков, просто чтобы придумать КАК можно в мешок посадить, почему то возникла эта идея пыльного мешка... не знаю... но нужен был этот предмет..какая то история, что нужно посадить в мешок именно... Мы не долго работали, потому что по ночам, круглосуточно - делали этот сценарий. И Инна каждый день приносила все новые и новые идеи - от чего то отказывались, к чему-то приходили. Было очень интересно! Когда мы закончили сценарий мы сами хохотали и радовались и грустили..в общем, нам было это очень интересно. И мы уверенные такие, что мы сейчас запустимся и начнем снимать, но этому не суждено было осуществиться потому, что меня заставили, буквально заставили поехать в Киев и снять другую картину. Очень было обидно, потому что группа, которая работала над Буратино была очень сплоченая и мы хотели перейти всей группой сразу в эту картину. Но это не удалось, группа развалилась, художника пришлось взять другого, оператора, правда, я отстоял, но было уже немножко не то. Но и ЭТА группа объединилась и стала удивительно работоспособной и веселой. Работали очень здорово! Быстро стремительно...Поиск актеров даже как то не занял времени - единственно кого мы искали очень долго , это конечно Красную Шапочку.

МН: - А вы хотели Татьяну Проценко видеть в этой роли?

ЛН: - Да! В Буратино снималась необыкновенно совершенно прелестная девочка - Таня Проценко... Мы очень сдружились и я хотел ей предложить роль Красной Шапочки. Но произошла просто ужасная история - Таня попала в такую... аварию - мальчишка сшиб ее, на велосипеде она ехала, и упала - там были и переломы и потеря сознания... И, конечно, вопрос о ее участие отпал. Это было обидно очень - НО - здесь я колебался,потому что хотелось чтобы она была и симпатичная и очень - очень обаятельная и привлекательная, и, в то же время, характер-написано- немножко разбойничий. Сама Красная Шапочка оказалась "неподарок", не такая "овечка на закланье". Очень деятельная, энергичная, но и наивная..

МН: - Ну а Татьяна - она бы не смогла сыграть такую
хулиганистую героиню?


ЛН: - - Я просто уверен, что если бы была Татьяна, фильм был бы совсем другим. Совсем другим. И мне очень даже пофортило, что попалась Яна Поплавская.

МН: - Долго вы ее искали?

ЛН: - Ну как... Искали очень долго. Долго и вдруг в Москве, ассистент режиссера мне сказала: "Леонид Алексеевич я Вам притащу девочку." Зима была жуткая, я смотрел тогда много детей во дворце пионеров на Ленинских горах, и вдруг притаскивают нечто - такой "кокон" обвязанный шалью, в шубе, замотанный - развязывают - красный нос, такие огромные глазищи...

Я говорю: "кого ты мне привела то? Черти что..."
Прошло время, она отогрелась заулыбалась - я смотрю - у нее рот то до ушей. Я думаю: "это уже ближе".
     Почитала она мне стихи мы с ней разболтались... Я говорю: "Приезжай в Минск на пробы." А тогда пробы были обязательны. Их нужно было представлять творческому объединению Экран, они утверждали - это был серьезный и длительный процесс - нужно было отснять, проявить ,принести... - не на видео снимали-все на пленке... 27 лет назад - 28 даже.. и привез я ее - сперва в Минске я ее показал - она читала там стихи на русском и на английском, произвела на меня впечатление.НО... на моих редакторов и руководство она впечатления не произвела - скорее обратное.. Им наверно хотелось Шапочку с конфетной обертки, такую Тютельку - Путельку... Но я был молодой, настойчивый, повез в Москву пробы.. и как ни странно там была реакция другая- сказали ДА - Главное что было? Темперамент, задор - как сказать - когда человек в настроении радостном... Она не играла этого, она жила, она схватила этот образ. Вот она стала Шапкой - и к съемкам она была абсолютно готова. Никаких проблем с текстом, все она делала легко и просто, даже иногда придумывала какие то свои фразочки и междометья. Она задавала вопросы со своим каким то подтекстом. Очень смешно... И она быстро сошлась с артистами всеми - она смело работала и с Басовым и с Трофимовым и с Быковым. Все как то легко снимали картину - не было никаких трагедий.

МН: - И вот, каждый образ у Вас был со смыслом - например
Ребенок ,да ?


ЛН: - ДА, конечно! Мне о чень понравилась эта идея Инны - Ребенок... Кто это - избалованный ребенок - который считает что все возможно- "Купите мне ее! Дайте!" и очень хорошая идея - "а ты сам то пробовал чего то сделать?" И здесь Красная Шапочка очень серьезный педагог ... Здесь очень хорошо сделан образ и отношения Красной Шапоки и Ребенка, Бабушки и Ребенка. И когда она помогает дальше по сюжету. В финале хорошая сцена, когда Евстигнеев говорит: - Спасибо мальчик, а она отвечает:
- Я не мальчик, я девочка.

"Ребенок" - у нее даже нет имени - просто РЕБЕНОК! Хорошая идея со Звездочетом, с тем что Бабушка лепит свистульки и они у нее получаются прекрасно- и Звездочет говорит: - "Я считаю звезды а звездам счета нету..." И, конечно, огромную роль сыграли прекрасные стихи Юлия Кима- так влилось все в общую задумку. Я ему очень благодарен. И конечно музыка Рыбникова - "Если долго долго долго ". Я считаю она заслуженно названа песней года.

МН: - Скажите, писем много приходило после премьеры?

ЛН: - Ой - реакции были всякие. От восторженных до несколько скептических. Многие говорили - А Буратино лучше. Мне неудобно говорить - но оба фильма называются классическими и вошли уже в ТОТ Фонд..
     Писем было очень много. Зрители были настолько активнее - нежели в нынешнее время. И взрослые и дети. Писали просто Москва ТВ , Миск киностудия Яне Поплавской, Минск киностудия Лене Нечаеву. Писали - слава Богу что появляются такие картины и все рады, счастливы всем нравится Янка. В Янку правда были все влюблены! Моя теперяшняя жена рассказывает, что когда появилась эта картина все они хотели быть Красной Шапочкой! Все девчонки, ее подруги , считали ее самой красивой... Помню, мы ездили по стране по Белоруссии - и странно что этот фильм не имеет ни одного приза - нам в Баку дали тарелку от Мин. Культуры Азербайджана. Но все там знали что Шапка была лучшим фильмом на фестивале.

Нет фильм получил приз достойный- я получил Гос. Премию за несколько фильмов включая и Красную Шапочку- Но это дали премию только мне.. А остальным - и Рыбникову и артистам - надо было дать огромное кол-во призов. Тогда время было другое -призы давали тем фильмам, где махали красными знаменами. Но самый главный приз который мы получили - нет года чтобы картину не показывали раз 5-7 .Хотя, это может быть голод на детское кино. Подрастает поколение - родители которые были в детстве влюблены в картину показывают детям... И Яна мне говорила: "И смотрят!!!" Конечно смотрят!

МН: - Какая реакция сейчас на фильмы- сильно ли она
изменилась?


ЛН: - Вы знаете, я несколько раз показывал фильмы в зале- не Красную Шапочку - но другие... И я присутствовал в зале, где сидели дети. Они не хотят думать, не хотят сопереживать... Как можно назвать сопереживание тем героям, которые стреляют бегут... Не знаю... В общем, притупилась чувствительность зрителя. Они не хотят раскрываться - или не могут, прожив этот период безвремения 10-15 лет. Целое поколение мы потеряли - их успели напичкать такой заразой, что они уже к доброму, светлому, хорошему неспособны.Ну не интересует ИХ! Такая масса зрителей, и их интересует, не к ночи помянут, Гарри Поттер или кольца эти... Где они не разу не вздохнут и не заплачут... Или смеются когда убивают героя-подлеца... Но есть категория зрителей- они выросли вместе с Шапкой
- им было лет 7 может было на премьере фильма, а теперь под 40. И они смотрят это, как кино своего детства. Многих втречаю - они говорят мы выросли на ваших фильмах. НО если не будем снимать детское кино - мы будем терять поколения.

МН: - А современные технологии, интернет, могут ли они
помочь людям в приобщении к фильмам?


ЛН: - Да я не очень знаком с этим - компьютера у меня нет -я не могу выйти в интернет. Я старомодный старик-ретроград... Но я же вижу какие там возможности - армия людей может выйти на сайт,узнать что то интересное, поговорить со мной, с актерами ( с той же Яной Поплавской) . Момент ностальгический для многих - им хочется вернуться в то время может, чтобы уйти от этого... Мы постараемся чтобы на сайте было много материала. Соберем все что есть в архивах - все, что есть у меня, у Яны, у Димы Иосифова, у Трофимова у других... Будем приглашать всех кто был причастен к этому. И накопится, я думаю, очень интересная коллекция.

МН: - Вы благословлете проект?

ЛН: - Да! Я думаю это будет интересно - если был бы сайт про Приключения Буратино. И про другие фильмы. И со временем можно просто сделать сайт режиссера Лени Нечаева! Но не знаю когда это будет. Если зрители поддержат нас - ведь сайт живой, когда на него выходят, когда люди интересуются. Я понимаю, да, не сразу все делается, но Бог даст... Мы просто постараемся чтобы сайт был интересен.



Беседа, транскрипция: Максим
Редактирование, фото, звук: "JC"
(c)2005 "Дорога в детство"

Хостинг от uCoz